Регистрация бенефициаров. Как компаниям ужиться с новым законом?

В виду последних законодательных новшеств, а именно, вступления в силу Закона № 1701 с 25 ноября 2014 года, украинские компании обязаны раскрывать информацию о своих конечных бенефициарных собственниках (контроллерах) посредством предоставления данных о своих контроллерах в государственный реестр.

Для этого нужно:

Первое: заполнить регистрационную карточку по форме 4 (регистрационная карточка о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, утвержденная приказом Минюста от 14 октября 2011 года № 3178/5). К примеру, скачать ее можно с официального сайта Департамента государственной регистрации – http://ddr.minjust.gov.ua.

Второе: определить госрегистратора (в Киеве можно подать в любом районе города, не обязательно по месту регистрации юридического лица) и подать либо лично государственному регистратору, либо почтовым отправлением, а с недавних пор – и с помощью сайта системы предварительной подачи документов в ЕГР (предлагаем ссылку на инструкцию, размещенную на официальном канале Минюста https://www.youtube.com/watch?v=mK_LjmFKips&feature=youtu.be).

Что заполняем? «Четверка» должна содержать следущую информацию о конечном бенефициарном собственнике (контроллере): фамилия, имя, отчество (при наличии), страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортный документ иностранца, место проживания, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии) или информацию об отсутствии конечного бенефициарного собственника (контроллера) юридического лица. Ставим галочку в поле «Включено» в самом конце страницы с информацией о конечных бенефициарных собственниках (контроллерах). Такая форма подается в отношении каждого из бенефициаров в независимости от того, сколько их на предприятии (на каждого бенефициара – отдельный лист). И самое главное – заполняет руководитель компании.

Законом предусмотрены случаи, если у компании сложная структура собственности, а реальных акционеров у нее сотни. Как акционерному обществу, в составе которого находятся, к примеру, 100 акционеров, оповестить госрегистратора о своих конечных бенефициарных собственниках (контролерах)? Ответ на этот вопрос достаточно прост, если разобраться, кого законодатель считает «конечным бенефициарным собственником (контролером)».

Определение «конечного бенефициарного собственника (контролера)» весьма громоздкое и содержится в ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма». Проанализировав положения Закона, можем резюмировать следующее: конечным бенефициарным собственником (контроллером) является лицо (как физическое, так и юридическое), которое соответствует одному из ниже перечисленных критериев:

1) лицо может существенно влиять на управление или хозяйственную деятельность компании;

2) лицо владеет частью в размере 25 или больше процентов уставного капитала или правом голоса в таком же размере.

Если среди участников акционерного общества найдутся акционеры, которые соответствуют одному из вышеперечисленных требований, то в отношении таких акционеров и подается соответствующая информация госрегистратору. В отношении всех других акционеров, не подходящих под определение «конечного бенефициарного собственника (контролера)» в понимании законодателя, такая информация не подается.

В действительности случается, что в многочисленном составе АО нет и одного акционера, подходящего под законодательное определение конечного бенефициара. В таком случае, информация о составе акционеров не раскрывается в принципе. Однако на практике, директор АО все же должен подать заявление установленной формы, указав, что «акции акционерного общества находятся в свободном обороте».

Возможность не показывать бенефициара, а указать что он отсутствует, есть, но лишь у новосозданных предприятий, учредителем которых являются юридические лица.

Если говорить о системах штрафов, то они разработаны, но их действенность вызывает некие сомнения. Не предоставление компанией государственному регистратору информации о своих бенефициарах влечет наложение на руководителя либо лицо, уполномоченное действовать от имени компании (исполнительного органа) штрафа от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (5100-8500 грн.), что предусмотрено частью 5 статьи 166-11 КоАП.

При этом, на сегодняшний день действующим законодательством Украины не предусмотрено самого механизма взыскания такого штрафа. В соответствии с административным законодательством протоколы об административном правонарушении, (в нашем случае – о не предоставлении сведений о бенефициарах) должны составлять субъекты государственного финансового мониторинга (НБУ, Минфин, Минтранс, Госфинмониторинг, Минюст и т.д.). Однако, на наш взгляд, более целесообразно было бы возложить это полномочие на госрегистраторов, которые непосредственно взаимодействуют с компаниями.

Кроме этого, законодатель также не предусмотрел механизм выявления нарушений в связи с подачей неполных, ошибочных или ложных данных, допускаемых компаниями, ввиду отсутствия соответствующих полномочий. Также остается неясным, каким образом законодатель будет обязывать компании, допустившие подобные нарушения, их исправить.

Ввиду существующих пробелов должны быть приняты законодательные нормы, которыми будут предусмотрены сроки устранения допущенных нарушений после их выявления, а также, соответствующие санкции за неисполнение требований Закона в целом. А до этого момента, как будет складываться практика привлечения к ответственности компаний-нарушителей, покажет время.

В Украине есть компании, которые зарегистрированы за рубежем. Но их не обходит данный закон. Если учредителем является иностранная компания, то тут все просто – нужно указать конечного бенефициара этой иностранной компании согласно закону, что указан выше. Самое интересное начинается потом. В Украине никто не может проверить достоверность указанных данных, поскольку в нашей стране нет доступа к реестрам иностранных компаний. Это особенно касается офшоров-учредителей, где зачастую учредителями являются номинальные собственники и проверить это практически не реально, потому что между номинальным собственником и реальным собственником, который решил остаться в тени, существует договоренность, по которой номинальный собственник ни за что не выдаст реального. Каким образом наше правительство будет с этим бороться пока не известно. Да и сможет ли это сделать вообще – тоже пока загадка.

В силу того, что проверить правдивость поданной информации представляется затруднительным, то возникает логичный вопрос – зачем нужен этот закон и какая его нагрузка? Изначально эти нововведения по раскрытию бенефициаров сделали для того, что бы стала более ясная картина реальных собственников всех компаний, в том числе компаний учредителем которой является офшорная компания(-ии). Но давайте размышлять по факту и смотреть правде в глаза. Разве какой либо крупный бизнесмен который заранее пожелал остаться в тени и поставил в учредители офшорную компанию во главе со «своим» номинальным собственником захочет указать свою личность, как бенефициар? В идеале этот бизнесмен должен себя указать как бенефициар, но будет ли так происходит в реальности не известно. На самом деле очень сложно определить «серого кардинала», поскольку между ним и номинальным собственником, который выдает себя и указывает как фактического, заключен договор о котором упоминалось выше. Такая практика подобных договоренностей существует очень давно, еще с появлением офшорных компаний и уже проверена временем и практикой.

Даже если «серый кардинал» не укажет бенефициара, то ему грозит штраф (5100-8500 грн.), уплатив который он сможет спать спокойно. Ведь еще нету процедуры, которая его в принудительном порядке обязует указать бенефициара. Со стороны это выглядит как, не хочешь указать бенефициара – уплати штраф и спи спокойно. Возможно, власти внесут еще какие-то поправки в закон, но на данный момент картина не очень ясна и возникает больше вопросов, чем ответов.

Все сможет прояснить лишь время, а ждать осталось не долго. Срок подачи сведений о бенефициарах истекает 25 сентября 2015 года.

ИСТОЧНИК: «Вячеслав Бойко, юрист Safir Law&Finance», «веб-сайт «Юрлига»»

Замовити дзвінок
+
Чекаю дзвінка!